Транспортный аудит

 НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Большинство крупных предприятий имеют транспортные подразделения. Все затраты в таких подразделениях ложатся на основное производство и эффективность работы транспорта является важным фактором снижения издержек всего предприятия. Выделение транспортного подразделения в отдельное (дочернее) предприятие не может гарантировать повышение эффективности работы, так как неэффективность может компенсироваться уровнем тарифов на технологический транспорт для головного предприятия.

Для оценки эффективности организации перевозок предлагается проведение транспортного аудита. Транспортный аудит – это комплекс мероприятий, направленных на выявление и оценку технико-экономических показателей деятельности автотранспортного предприятия, выявление резервов повышения эффективности работы за счёт обоснованности текущих и перспективных управленческих решений. Транспортный аудит охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия или подразделения.

Ключевым моментом транспортного аудита является перечень показателей, по которым оценивается эффективность организации перевозок. Традиционными эксплуатационными показателями эффективности перевозочного процесса являются различные коэффициенты: технической готовности, выпуска на линию, использования пробега и использования грузоподъёмности.

Проведение транспортного аудита целесообразно в  3 этапа:

1 этап. Сбор объективной информации о технико-эксплуатационных и экономических показателей, разработка рекомендаций по повышению эффективности работы автотранспортного предприятия (подразделения);

2 этап. Внедрение рекомендаций с обучением специалистов работе с использованием современных методик  и информационных систем на транспорте;

3 этап. Анализ полученных результатов, адаптация реализуемых мероприятий к работе в реальных условиях.

Предлагаемые практические рекомендации по повышению эффективности работы автотранспортного предприятия (подразделения) обычно разрабатываются по следующим направлениям:

  1. Нормирование и контроль расхода топлива;
  2. Минимизация порожних пробегов и непроизводительных простоев;
  3. Оптимизация парка подвижного состава;
  4. Оптимизация маршрутов перевозки;
  5. Разработка должностных инструкций и документооборота;
  6. Организация поиска заказов (маркетинг);
  7. Разработка системы учета технико-экономических показателей работы для оценки текущей эффективности.

При проведении транспортного аудита целесообразна установка системы спутниковой навигации с подключением оборудования для определения расхода топлива.

Практика проведения транспортного аудита показала, что в транспортных подразделениях промышленных и сбытовых предприятий снижение транспортных издержек по результатам разработанных мероприятий составляет 10–15%.

© 2017 Южно-Уральский центр транспортных и информационных технологий